September 11, 2009

Мой опыт Студента Партнера Майкрософт (Microsoft Student Partner)

Решил я написать небольшую историю о моем опыте студента партнера Майкрософт, чтоб следующим и настоящим поколениям было чуть более понятно, что это такое, о чем это, и зачем это надо студентам.
Этот пост ни в коем случае не является мнением корпорации, а лишь мое личное мнение и моя история.

2003й год

Поступил я в МФТИ. Уже тогда я понимал, что элементарные частицы на хлеб толстым слоем не намажешь, поэтому не пошел на Факультет Общей Прикладной Физики, хотя в школе основной моей направленностью была именно физика. Пошел на факультет Радиотехники и Кибернетики. В любом случа/е идти в IT-индустрию, а здесь может получше этому научат, и специальность хоть будет соответствующая.

2004й год
Курс C под DOS'ом в первом семестре меня как-то не особо впечатлил, поэтому мозг требовал чего-то более интересного. И тут случайно в этом семестре начали читать тех.курс по выбору от кафедры информатики по созданию современных веб-приложений на некой платформе .NET. К сожалению, этот курс пересекался с семинаром по теории вероятности, на которую я заставил себя забить только два раза (первые занятия курса).
Естественно после С я был впечатлен легкостью создания оконных приложений на этом самом .NET'е. Но знакомство с ним у меня прекратилось до следующего семестра. Не помню уже почему, но летом я занялся изучением плюсов, адекватизировался в ООП, и слегка поразвлекался.

В осеннем семестре с учебой уже не было никаких накладок, хотя и ту пару по теор.веру можно было перенести, если б не моя первокурская зеленость.
На первой паре преподаватели которые вели этот курс (это были
Николай Сурин и Станислав Воног) рассказали о своей недавней поездке в Бразилию, о втором месте на Imagine Cup 2004, выигранном призе. Естественно показали кучу фоток и поделились впечатлениями. Как вы думаете захотелось ли мне изучать эти технологии? Естественно да! Хотел бы я полететь на халяву в какую-то экзотическую страну типа Бразилии, познакомиться с кучей студентов, и если ну очень хорошо постараться может и небольшой приз выиграть. И естественно на пути к этому еще стать специалистом в этой области.
В этом семестре мне кажется я не пропустил ни одной лекции курса. Я забивал несколько раз, но именно в эти дни лекций не было. =)
Тогда же был студенческий день Microsoft в МДМ. Организовано было качественно, новый экспириенс для меня, но как-то особенно меня это не впечатлило. Хотя меня тяжело наверное впечатлить. :)

2005й год
Курс был годовой, и он у меня продолжался в весеннем семестре. Тогда же на парах информатики у нас был семестровый проект. Преподаватель был заядлым линуксоидом, но не считая этого – неплохим человеком и специалистом. Сначала он настаивал на g++, потом на mono, а потом смирился на фраме версии 1.1. В итоге получили вдвоем пятерки (это был командный проект).
В тоже время в конце тех.курса по дот нет для получения диплома от Microsoft (который в итоге так никто и не получил J) надо было подготовить 10-ти минутный доклад на одну из тем, которые не были покрыты в течении курса. Я скачал презенташку кажется с PDC про новые возможности ASP.NET для мобильных браузеров в новом фреймворке. Удалил те слайды которые я вообще не понимал, оставил почти полностью понятные, в итоге получил довольно прикольную презенташку, которую рассказывал только Николаю.

После этого он меня пригласил на встречу студенческой
группы .net разработчиков МФТИ, просто пойти послушать доклады по технологиям. Как ни странно, она уже существовала более полугода, и я о ней еще ни разу не слышал, и не видел объявлений в универе, которые регулярно развешивали.
Мне кажется, основная причина того, что я туда пошел, была не в интересе к тем докладам (тогда я не еще не понимал их великого смысла), а скорее из интереса просто пообщаться с крутыми разработчиками в неформальной обстановке. После этой встречи я также начал ездить на встречи
RSDN в Московский офис Майрософт, тогда он еще был на Чапаевском. Естественно это было для меня очень круто, какой-то студент-второкур ездит в офис MS, и общается с крутыми дядьками.
В конце семестра был традиционный день Майкрософт в МФТИ. Я ничем интересным на нем не занимался, только ел, слушал доклады, и в конце в лохотроне выиграл мега-флешку от Майкрософт на целых 64Мб!
После чуть более тесного общения со Стасом и Николаем, для меня их победа в Imagine Cup 2005 в Йокогаме уже не была неожиданностью. =)

Где-то в мае выпустили Visual Studio 2005 Beta2. И вместе с ней всем желающим по почте рассылали диск WeFly247 с учебными материалами. Приблизительно в тоже время я завел свой первый блог, и один из моих первых постов был об этом событии.
В течении лета в свободное от отдыха время я смотрел технические видео на английском с этого диска (половину я не понимал вообще, но к концу лета с пониманием стало чуть получше), немного писал код, редактировал сэмплы в конце концов.
В процессе изучения, это меня так прикололо, что я даже начал писать технический посты в блоге. И как оказалось есть люди, которым это интересно, но они специально не искали эти материалы в других местах. После этого я даже начал подумывать, о том, чтоб сделать какой-то интересный доклад для таких людей на юзер группе нашего универа. Ведь Microsoft делает некоторые реально классные вещи!

Где-то в районе лета (или до или после) я тесно пообщался со Стасом Воногом, на тот момент он был Студентом Консультантом Майкрософт МФТИ. В те времена в ТОПовых ВУЗах страны были Студенты Консультанты, у которых могло быть еще несколько Студентов Партнеров, а в других ВУЗах были просто
Студенты Партнеры.
Как это не удивительно,
Майкрософт поощряет студентов, тех которые разбираются и изучают современные технологии, и это так им нравится, что они делятся этими знаниями со своими друзьями и просто окружающими их студентами.

Поощрение не ограничивается строчкой в резюме и знакомством с такими же как ты в других университетах. В состав этого поощрения также входит:
  • периодическое обучение
  • бесплатное участие в платных мероприятиях типа Платформы
  • некоторая бесплатная техническая литература
  • приоритетные регистрации на мероприятиях
  • гарантированное телефонное интервью при устройстве на работу в компанию
  • доступ к некоторым секретным материалам
  • периодическое общение с разработчиками компании
  • лицензионное программное обеспечение для тех, у кого нет MSDN AA
И помимо всего этого, лучших Студентов Партнеров Майкрософт катают по миру, на европейские встречи и на TechEd'ы.
Бесплатно обучают, а лучших еще катают по миру? Пфф.. I’m definitely in!

Таким образом я стал MSP с испытательным сроком в три месяца, но я считал этот испытательный срок просто формальностью для меня, т.к. полностью соответствовал всем критериям программы, ну и так же нацелился на лидерство в программе. Ну а че? =))

На осенней встрече студентов партнеров я уже чувствовал себя полноценным членом программы. Видимо из-за моего блога другие MSP уже были со мной виртуально знакомы. Я сразу же начал браться за активности в программе, перевел одну презенташку на русский к готовящимуся лончу Visual Studio 2005. Конечно по переводу я получил не мало критических комментариев, но со второй итерацией вроде стало все лучше, и некоторые студенты даже ее использовали на своих лончах.
На счет программы встречи MSP, я не уверен, что имею право писать, поэтому не буду. :)

В тоже время я таки решил сделать доклад на нашей юзер группе, первый мой доклад был посвящен Смарт Клиентам. Я изучил прикольную технологию, она мне понравилось, мне будет приятно, если она кому-то еще понравится. Это был мой первый опыт публичных выступлений, знания в этом деле я только почерпнул с выступлений других разработчиков на других встречах.
Как оказалось если смотреть в ноутбук, то вообще не страшно рассказывать, но так народу будет не особо интересно, поэтому я начал вставать из-за стола, и стоя рассказывать какие-то вещи, которые не требовали кодирования в студии.
Меня засыпали вопросами люди с разработческих компаний расположенных на Физтехе (с опытом 5+ лет), я иногда не то чтобы не понимал смысла вопроса, а не понимал тех понятий которыми оперировали эти люди, что в последствии стимулировало меня изучать новые вещи еще быстрее.
После этого выступления я прослушал фидбек от наших MSP, и просто от друзей которых я пригласил на встречу, обдумал его, и к следующему выступлению мне кажется вел себя уже гораздо лучше.

После этого был собственно запуск новой студии, сиквела и бизтолка. В организации мероприятия я принимал не ключевое но не последнее место, учился у более опытных коллег, и прочел тот же самый доклад по смарт клиентам. Подробно об этом я написал на theSpoke. Это был один из самых лучших лончей в России, и мне казалось мне никогда не удастся переплюнуть этот результат.

2006й год
Помимо тех бенефитов о котрых я писал выше, я получил от программы нечто более ценное. Знания и опыт в современных технологиях, огромный
опыт публичных выступлений, опыт организации мероприятий, который включал в себя классическое управление проектом, людьми, немного маркетинга и различные негошиэйшины. Этот опыт уже помогает мне в жизни, приносит деньги, и я уверен, что еще не мало поможет мне в будущем.

С этого семестра мне уже было не интересно просто помогать, мне было интересно уже самостоятельно отвечать за все, приносить больше impacta в действия MSP в университете. И так складывались обстоятельства, что со следующего учебного года я видимо становился главным в программе в МФТИ.

Поэтому с этого семестра уже я драйвил день Майкрософт в МФТИ (он получился хуже чем предыдущий), хотя по уровню тех развлечений и того что мы тогда проделали он мне нравится больше всех в которых я принимал участие.
Также я стал одним из лидеров в нашей группе .NET разработчиков, приглашал часть докладчиков, организовывал встречи.

В этом же семестре мы участвовали в Imagine Cup, и благодаря большим командным усилиям мы поехали в экзотическую страну (Индию, вероятно более экзотическую чем Бразилия), о таком я мог только мечтать за два года до этого. Денег мы конечно не заработали но вошли в 12 лучших команд мира.
Не могу сказать, что участие в программе MSP является необходимым требованием для этого, но оно помогло мне сильно улучшить мой технический уровень.

Осенью было уже обычное для меня мероприятие Майкрософт в МФТИ, на этот раз попробовали сделать его двухдневным, что привело к нам больше студентов (не всем было бы удобно одно конкретное время). Но из-за загруженности по докладам (я каждый день делал по одному часовому докладу) не удалось значительно повысить уровень организации мероприятия. Тогда же я стал официальным MSP lead'ом в МФТИ.

Как докладчик я тогда проделал интересную авантюру. Один из моих докладов был посвящен WPF (он только зарелизился), но я уже делал подобный доклад весной. Хоть этот освящал немного другую сторону, я решил что контент не особо жжод.
Утром перед докладом я нашел очень свежую статью по WPF/E, где приводились только небольшие примеры кода, какую-нибудь CTP обещали опубликовать через пару месяцев. Днем я кардинально изменил презентацию, и сотня студентов были просто поражены этими инновациями. И когда Майкрософт больше чем через пол года начал всем надоедливо промывать мозги этим самым Silverlight, для этих студентов это уже не было новостью, и после WPF они легко ориентировались в топике.

После поездки в Индию я стал фанатом Imagine Cup, и меня расстраивало, что умные российские студенты не добываются высот в онлайн-категориях, точнее они почти в них не участвуют. Поэтому я организовал локальные конкурсы на Физтехе. В результате чего уровень наших студентов в конкурсе заметно повысился.

В тоже время я начал обижаться на Майкрософт, что меня никуда не катают как вознаграждение за безграничную любовь к ним.

2007й год
Где-то в районе нового года мне сообщили, что меня хотят повезти на
глобальную встречу MSP которая будет приурочена MVP саммиту в штаб-квартире Microsoft в Редмонде, WA.
Wow! Я тут надеялся на встречу европейских студентов-партнеров, а тут меня везут на глобальную еще и на кампус! Как потом оказалось я из России лечу один (компанию мне никто тоже не составит), и всего в мире нас таких 15 студентов.
На встрече было все на самом высоком уровне. Гостиница в Seattle downtown. Keynote Билла Гейтса. Встречи организованные чисто для студентов с Anders Hejlsberg, Scott Guthrie, пару презентаций секретных проектов (часть из которых до сих пор не в паблике). После этого всего был MVP Summit, общение с разработчиками, обсуждение будущего проектов. Что может быть лучше для любителя технологий Майкрософт? Помимо этого мне присвоили почетное звание MSP Guru.


В весеннем семестре я уже решил, что довольно неплохо развился в публичных выступлениях. Получал уже на докладах 8 из 9ти за мастерство докладчика. Во время доклада по pressentation skills для MSP на весенней встрече я уже чувствовал себя выше по уровню чем содержание того доклада.
Поэтому я решил сосредоточиться на получении другого опыта от программы. Так на запуске Vist'ы мы отказались от своих докладов, и сосредоточились на маркетинге мероприятия, и на его организации в целом. В итоге мы добились просто гениального результата – 300+ студентов пришли на мероприятие. И оценки за организацию были одними из самых высоких за нашу историю.
Это не слабо повлияло на то, что осенью меня повезли на TechEd в Барселону на Европейскую встречу MSP.

Начиная с осени было принято решение побить все существующие рекорды связанные с нашей Юзер Группой. После некоторых планирований, и активных действий она стала самой большой среди студенческих групп России, стала занимать 4е место среди всех Юзер Групп страны и ближайшего русско-язычного зарубежья. По количеству встреч заняла абсолютное первое место. На данный момент статистика конечно немного ухудшилась.
Вместе с Сашей Бобковым активизировали и немного изменили тот тех.курс по выбору на котором я узнал о технологиях Майкрософт. Там же получили опыт преподавания, который как ни странно отличается от чтения докладов на различных мероприятиях.

С этой же осени я начал давать больше возможностей моим последователям реализовать себя.

2008й год
Весной я осознал, что получил достаточный опыт от программы, и пора двигаться дальше. Так я переложил все обязанности на Сашу, рассказал о всех своих идеях по развитию программы, и в дальнейшем помогал только комментариями.

Так я получил
сотни международных контактов с будущими лидерами ИТ-индустрии, бесценный опыт который мне помогает и будет продолжать помогать в моей карьере. И самое главное, что в процессе всего этого я получал кучу fun'а.